Заказать

"Мизантроп" Питера Брейгеля-старшего

Моё внимание привлекла одна из его поздних работ, картина "Мизантроп".
Монах в черном одеянии надменно идёт прочь от мира, который, согласно надписи внизу "...столь коварен, (что) я иду в траурных одеждах»"



✔В одной из трактовок этой картины автор утверждает, что весь образ монаха-мизантропа символизирует лицемерие и двойственность, т.к. из-под монашеского одеяния некстати вываливается туго набитый деньгами кошелёк в форме сердца, который ловко срезается карликом-вором. Карлик заключён в сферу, символизирующую, в свою очередь, скорее всего,мир материальный, и монах, как ни старается, не может избегнуть этого мира полностью. О том же говорят и разложенные Брейгелем на пути мизантропа "ловушки-чесноки" - проволочные скрутки с острыми шипами.
Пастух и стадо вдали - как антагонист мизантропу, пастор и паства, а возможно, и сам Христос.



✔Мне же картина эта видится в несколько ином свете. Монах - мизантроп успешно уходит от мира материального, представленного как карликом, так и пастухом с овцами, и последняя привязанность к миру плотскому - деньги - алчно крадутся собирательным образом представителя этого мира - безобразным карликом с горящими от предвкушения глазами.



✔Монах уже безучастен к этой потере - духовное превозмогло мирское, и, скорее всего, проволочные шипы также его не волнуют (а по положению его головы он вполне может их видеть заранее) - что есть мимолётные страдания плоти перед духовной вечностью?



✔«Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» - эта надпись внизу была сделана позднее и не самим Брейгелем, но, как считается, не расходится по смыслу с его замыслом. Монах уходит от этого мира, символизируя своим одеянием всю его бренность. Это лишь моё видение работы великого мастера, но, думаю, оно вполне имеет право на жизнь.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо войти в личный кабинет