Моё внимание привлекла одна из его поздних работ, картина "Мизантроп".
Монах в черном одеянии надменно идёт прочь от мира, который, согласно надписи внизу "...столь коварен, (что) я иду в траурных одеждах»"
В одной из трактовок этой картины автор утверждает, что весь образ монаха-мизантропа символизирует лицемерие и двойственность, т.к. из-под монашеского одеяния некстати вываливается туго набитый деньгами кошелёк в форме сердца, который ловко срезается карликом-вором. Карлик заключён в сферу, символизирующую, в свою очередь, скорее всего,мир материальный, и монах, как ни старается, не может избегнуть этого мира полностью. О том же говорят и разложенные Брейгелем на пути мизантропа "ловушки-чесноки" - проволочные скрутки с острыми шипами.
Пастух и стадо вдали - как антагонист мизантропу, пастор и паства, а возможно, и сам Христос.
Мне же картина эта видится в несколько ином свете. Монах - мизантроп успешно уходит от мира материального, представленного как карликом, так и пастухом с овцами, и последняя привязанность к миру плотскому - деньги - алчно крадутся собирательным образом представителя этого мира - безобразным карликом с горящими от предвкушения глазами.
Монах уже безучастен к этой потере - духовное превозмогло мирское, и, скорее всего, проволочные шипы также его не волнуют (а по положению его головы он вполне может их видеть заранее) - что есть мимолётные страдания плоти перед духовной вечностью?
«Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» - эта надпись внизу была сделана позднее и не самим Брейгелем, но, как считается, не расходится по смыслу с его замыслом. Монах уходит от этого мира, символизируя своим одеянием всю его бренность. Это лишь моё видение работы великого мастера, но, думаю, оно вполне имеет право на жизнь.